Кызыл-Кия .:. Кызыл-Кийское Землячество - Статьи - НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Отправил Timoha
Дорогой читатель!

Этот свой первый рассказ
Я посвящаю не только году горного туризма
А всем тем, кто еще не перестал радоваться жизни,
Кто еще способен чему-то удивляться,
Кто пытается раздвинуть свои горизонты,
Познать самого себя и окружающий его мир.

Кызылкия 2001 год
Мы бредили ею все лето, она как - будто ждала своего часа. Ее суровый, таинственный вид не давал нам покоя, еще с вершины Геозана мы мысленно перебросили мост и даже стих, написанный авансом не мог не задеть самолюбие. Время шло ряд обстоятельств не позволял надеть рюкзак и хлопнуть дверью . На дворе кончалось бабье лето, погода не стояла на месте ,в горах выпал первый снег. Не так-то просто обстояло с командой. Свету не отпускали с работы, а Альбину с учебы, других пугала погода. Решили ехать вдвоем, при неблагоприятных условиях вернуться.
Горы. Любая поездка должна быть продуманна до мелочей, но самое главное - это команда, твой напарник, твое второе я. Володя Романов - друг детства, был лидером всей нашей уличной ватаги, это с ним началось обследование подножья Геозана в свои неполные двенадцать лет, это он нам привил любовь к природе. Я помню как читали по очереди Арсеньева, Джека Лондона, также немалое значение предавали физическому развитию, а это турник, штанга, гири, пробежки и др. Что странно. Он закончил лесной техникум и проработав егерем в горах без малого десять лет, и по сей день бредит ими. 2001 год - объявлен годом горного туризма. Эта поездка была уже третей, не знаю, что мной двигало, толи желание уйти от проблем, осмыслить и посмотреть на все со стороны, осуществление детской мечты, или же составить компанию старому другу. Старый друг лучше двух новых. Но этот раз я ехал самоутвердится, так как к этому времени я закончил курсы проводника горных туристических маршрутов, и это даже обязывало. 16-октября, знакомый маршрут до Чаувая, автобус набит битком, только нас не хватало. Чтобы скрасить дорожную скуку. Аксакал-сосед выразил интерес к нашей поездке. Он был весьма польщен нашим знанием его родных мест, но узнав об истинной цели. он выразил неодобрение, так как об этой горе у местных ходят дурные слухи. Еще сильнее захотелось развеять все это.
Знакомый рудник, взваливаем приданное на плечи, трое местных ребят равнодушно провожают нас взглядом, видно привыкли. Прошли не более 100 метров, и последний двор остался позади. По заброшенному серпантину медленно идем вверх, перерыв дает о себе знать, обильный глоток нисколько воды, а воздуха снимает усталость, слышим голоса кекликов. Вырвались. Не Володя не я прежде здесь не были, мы наметили маршрут по фотографии сделанной с Геозана. Интуитивно сворачиваем с тропинки и идем вдоль огороженных летних пастбищ, и выходим на дорогу, ведущую к перевалу. Пожелтевшая трава, голые кусты шиповника и барбариса с остатками плодов напоминают о времени года. Перед нами гора Жорон - Тоз у подножья которой раскинулась "Ясная поляна". Тишина. Медленно но уверенно поднимаемся на перевал и вот она. долгожданная панорама. Безмолвие, только редкое пение птиц. и шум реки внизу ущелья. Еще недавно здесь мирно пасся скот, о чем напоминают пастушьи домики, природа отдыхала, отдав человеку все что могла. Мы одни во всем ущелье, даже не верилось, трудно передать эту гамму чувств. Окрыленные мы не заметили как спустились в низ. Дойдя до намеченного склона, мы решили заглянуть в чабанский домик расположенный над речкой. На наше удивление он оказался довольно комфортабельным, с печкой и настилом. Отпала нужда ставить палатку - это была удача. В горах темнеет быстро, пришлось воспользоваться остатками дров, через пол часа была готова гречневая каша и чай. Душа была довольна, но для полного счастья, так не хватало наших девчонок и гитары. Глухая темень, лежим как два холостяка которых выгнали из дому. Напичкав печку дровами и положив рядом ледорубы, попытались уснуть. Многие считают что в горах страшно, волки, шакалы, так хотелось их увидеть, видно ушли в город записываться в красную книгу. Проснулись, на часах было семь. Разогрев остаток каши, и попив хорошенько чайку, стали собираться. Интересно что чувствует космонавт перед полетом, атлет перед прыжком. то же самое, наверное, чувствовали и мы. Оставив постель и лишние вещи, припираем дверь палкой. Было два варианта, остановились на первом. Небольшая облачность, но ждать погоду в горах в такое время года, нет смысла. Идем по густо заросшему ущелью вдоль ручья. Ветки кустарника без конца заставляют кланяться и оглядываться назад. Что хорошо в горах, это ориентироваться. Подножье горы, только здесь в полной мере ощущаешь величие горы и серьезность своего мероприятия. Местами лежит снег недельной выдержки. Восхождение. Темп, как важно правильно его выбрать, рассчитать на весь маршрут равномерно, чтобы не только идти, но и видеть, ощущать все вокруг, точно так - же как и в жизни. Подъем, становится жарко, но легче чем летом. Почему то вспомнил Геозан. Лес постепенно редел, начинаются скалы, под раскидистой арчой делаем первый привал. Горный воздух. Им трудно надышаться, ощущение будто снял противогаз. Наслаждаемся панорамой ущелья. Южной стороны Геозана. Внезапно усилился ветер, и белой крупой пошел снег. Вообще туристический сезон закончился месяц назад, но наша самоуверенность и нежелание оставлять на следующий год, было сильнее. После недолгих раздумий решили идти вперед. Все-таки снег это не дождь.
Идем дальше по едва заметной тропинке. Ступня утопает в снегу. Погода настораживала, но шли, хотя появлялось сомнение в успехе, как вдруг видим следы горной козы-киика, идущие вверх по нашей тропинке. Это придало уверенности. Я даже вспомнил сказку, где волшебная лань указывала дорогу, но есть легенда где она спасая козлёнка завела охотника в тупик, где он погиб. Подъем становится все круче. Все больше начинаешь понимать, как важно сохранить душевное равновесие и не оглядываться назад при прохождении сложных участков. Прошли пол пути. Наш домик едва заметен, снег продолжал сыпать. Делаем короткую передышку и несколько памятных снимков возле экзотической арчи, возраст которой трудно определить. Темп нормальный. До вершины кажется рукой подать, но это обманчиво в этом убеждаешься больше и больше. Усталости нет, но путь кажется однообразным. Из-за облаков что под нами, теряется ощущение высоты, от этого даже легче. Дорогу одолевает идущий, осталось два три серпантина, мы почти у цели, необъяснимый прилив сил, включились резервы. Последние несколько метров, неудержимо хочется бежать, долгожданный миг, которого так ждали. Делаем первые шаги, едва задерживая эмоции, новое и неизведанное немного настораживает. В целях предосторожности Володя ставит туры -пометки, я оставляю след лыжной палкой. Невзирая на ветер и ужасный холод, идем на противоположную сторону хребта, как космонавты по луне.
Относительно плоская поверхность, в поперечнике около ста метров, соответствует названию горы. Верилось с трудом. Был ли кто еще в этот день счастливей, чем мы. не знаю. Цель восхождения было не только подняться на эту высоту 3600, но разглядеть и изучить по возможности всю окружающую панораму для дальнейших походов. Володя как по карте объяснял, где какое ущелье. Все бы ничего, но погода вносила свои коррективы. В спешном порядке ставим палатку, ветер пытается вырвать ее, пришлось придавить колышки камнями. Установив, делаем снимки. Холод собачий, ныряем в палатку, обедаем. Перекусив и поменяв носки выходим наружу и видим.
Невидим ничего, едва различаем друг друга на расстоянии полтора метра, медлить было нельзя. Срочно собираем палатку, ставим тур оставляем в нем записку. Для безопасности обвязавшись веревкой друг с другом, по своим следам и меткам идем назад. Не только погода, но и время вынуждало нас возвращаться. Немного жаль, так хотелось сделать траверс по всему хребту. Сто раз правы те, кто считает спуск, сложнее подъема, организм не успевает восстановиться, психологически спуск не интересен. Осторожно начинаем спуск тем же маршрутом. Если мы поднялись за пять часов, то за четыре должны спуститься. Видимость у края лучше, я опять иду впереди, мне так спокойней, длина связки около шести метров. Володя все время просит снизить темп, но я забываюсь, смотреть по сторонам было уже не интересно. Собственные следы придавали уверенность, но от смешения центра тяжести чувствовалась боль в коленках. Шли молча, передышек не делали. Незаметно прошли половину спуска, самый сложный участок, идти стало веселей. Так хочется скорей в хижину, чтобы спокойно все осмыслить и осознать. Толщина снега убывает. Последние метров сто спускаемся по грязи боком, мы на склоне. Идти по тому же ущелью не решились и ушли влево по дороге, она ведет вниз. Прошлепав прилично, мы выходим в широкое ущелье. И вдоль ручейка продолжаем путь. С обеих сторон непроходимый лес, видны тропинки, ведущие вверх. Проходим мимо огороженного участка, ущелье сужается, начинает темнеть. Незнакомый путь всегда кажется длиннее. Так мы оказались на краю ручья - водопадика. Растерялись, но Володя в темноте разглядел тропинку. Прошли по ней вверх, потом спустились вниз и очутились напротив нашей стоянки. Подходим, все на месте, хотя мы и не сомневались, что кроме нас "баламутов" во всем ущелье, никого нет. Странно, казалось вот теперь можно кричать и радоваться, но нет, надо разжечь печку, обсохнуть и еще попить чайку. На улице идет дождь, нам не верилось, что мечта сбылась. Усталость и удовлетворенность берут свое.
Проснулись, открываем дверь, боже мой. Я это утро запомнил надолго. Кругом лежал снег, ущелье так неузнаваемо преобразилось, просто как в сказке. На радостях, раздеваемся до трусов, берем фотоаппарат и делаем снимки. Радость переполняла душу, большего и не хотелось. Позавтракав, спокойно собираемся, мысленно мы уже дома. Закрыв плотно дверь вышли на дорогу, и опять впереди нас след, но уже лисий, странно. Не спеша, поднялись на перевал, красота, он разделяет Ясную поляну от ущелья, делаем последние снимки. С трудом спустились к поселку по грязи, здесь сухо. Бросаю прощальный взор на гору, как на лошадь дикую, которую мы сумели оседлать. Все позади, мы счастливы, мечта сбылась, не стыдно возвращаться. Воспоминаний хватит нам до лета. Еще раз убедился, что любая мечта реальна, трудно только сделать первый шаг.